Круглый стол «Исследовательский университет versus университет классический»

12 Окт 2014
10 октября прошел круглый стол «Исследовательский университет versus университет классический», на котором присутствовали сотрудники Парка социогуманитарных технологий ТГУ.
В рамках данного круглого стола были подняты два важных вопроса: «исследовательский университет – новая модель, или этап развития классического университета?» и «по каким параметрам (критериям) исследовательский университет отличается от классического?».
На круглом столе присутствовали не только преподаватели и студенты, но и был осуществлен телемост с представителем Белорусского университета, который также прорабатывает тему, которая касается современного состояния университета.
В начале дискуссии было представлено три версии того, что же такое исследовательский университет.
- Это название, которое возникло в особых условиях развития высшего образования в США.
- Классический университет – это исследовательский университет и мы переживаем новый этап развития данной модели.
- Исследовательский университет – это новая модель университета.
Затем был проведен аналитический анализ сходств и различий классического и исследовательского университета. Миссии двух этих модели отличаются друг от друга. Исследовательский университет несет в себе глобализированное знание, но при этом исследования носят локализованный характер; знания производятся для инновационной экономики. Классический же по определению был призван интеллектуализировать решение социальных проблем; формирует национальную элиту как носителя традиций.
Как отметила Г.И.Петрова: «Университет – храм науки и просвещения превращается в обычное место, организованное в повседневности». Это происходит в результате массовизации высшего образования.
Одним из запоминающихся моментов было выступление Г.В.Майер, который высказал мысль о том, что в классическом университете главную роль играет наука и исследования. «Какие функции выполняет университет? Представим три круга, которые пересекают друг друга. Первый обозначим как наука, второй – образование, а третий – заказ сообщества».
На что А.О.Зоткин возразил: «Нет никакого социального заказа, университет сам формирует спрос на услуги».